DataLife Engine > novosti > Россия православная

Россия православная


31-05-2014, 11:43. Разместил: pit

РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ


Выставка «Россия православная» Союза художников Подмосковья, проходившая в Подольске, собрала работы 162 участников, представивших 249 произведений графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция открывалась яркими и волнующими триптихами А. Воронкова «Русский Апокалипсис» (1989-1991, бумага, сангина) и В. Степашкина «Да сбудется Писание» (холст, масло).
Триптих «Русский Апокалипсис» (Крещение, Литургия верных и Русский бунт) с предельным духовным напряжением отразил всю полноту трагедии русского народа, его внутреннего раскола.
Обращают на себя внимание и выполненные автором этого триптиха портреты Николая II и его наследника Алексея, а также групповой портрет царской семьи «Царственные мученики» (2013, бумага, итальянский карандаш), которые также были представлены на выставке. Последняя работа буквально излучает струящийся божественный свет.
Свое видение крестных страданий Спасителя открыл нам В. Степашкин. Его триптих «Да сбудется Писание» передает со всей остротой момент кульминации священной жертвы Христовой во имя спасения человечества. Сдержанная, почти монохроматическая гамма передает всю тяжесть мук Спасителя, его страданий-страстей. Но в другом значении последнего слова его лицо бесстрастно, ибо страдания Его – не просто земные, физические, они – надмирны, и потому лик Христа отражает весь духовный Космос.
Напротив, лица двух разбойников, изображенные на крайних полотнах триптиха, исполнены земных страстей. Глаза разбойника, распятого справа от Христа, полны отчаяния и мук совести, через которые в страстном порыве пробивается раскаяние за собственные грехи, распятого же слева – глумления и насмешки над участью Сына Божьего.
Немалый интерес вызвали продолжавшие экспозицию иконографические работы, выполненные в различных техниках. Среди них написанная Т. Пантелеевой картина «Богоматерь» (1974, дерево, левкас, сухой пигмент), которой явно присуще иконописное начало, и неожиданная по своему графическому и колористическому решению работа О. Даниловой «Псалом 33» с вплетенными в картину словами из Псалтири: «Благословлю Господа на всякое время. Выну Хвала Его во устех моих». Какое-то особое внутреннее свечение присуще деревянному барельефу О. Данилова «Георгий».
Оригинальна по своему исполнению работа Е. Лебедянской «Ангел Апокалипсиса». В ней также считывается мотив Георгия Победоносца, поражающего копием мамону, которую символизирует змей из настоящих монет. Ангела окружают христианские и ветхозаветные символы: крест, кадильница, евангелие, радуга, солнце, луна.
Уникальные резные иконы «Св. Трифон» и «Голгофский крест» представили И. Азбуханова и Р. Азбуханов, возрождающие забытые после 17 века традиции резьбы древней Руси.
В этих произведениях чувствуется влияние византийского стиля с характерной для него цветовой гаммой. Художники используют натуральные пигменты, в их работах сам цвет поистине обретает объем.
Словно звучали на выставке серебром излучавшие сиянье барельефы Р. Фашаяна «Воскресение», «Троица», «Царская семья» (серебро, гальваника).
Одно из центральных мест на выставке занимало полотно А. Беглова «Освящение куличей». Яркие живописные работы этого мастера отличает особая светоносность цвета, прозрачность и одновременно насыщенность тонов. Художник достойно продолжает великие традиции русской классической школы. Картина наполнена светом, разливающимся в свежем весеннем воздухе, в ней удивительно сопряжены дух времени, современные лица персонажей и едва уловимая печать вечности, план бессмертной человеческой души, вечной радости, вечной жизни.
Полны воздуха и света картины «Переславль Залесский», «Боровск в мае» А. Дудника, «Остров Свияжеск на Волге близ Казани» В. Ржевского, «Весна в Жестылево», «Зима. Дмитров» С. Нестерчука.
Пасхальность – одна из главных черт всего русского искусства. Теме пасхи также посвящена акварель «Светлое Воскресенье» – натюрморт с вербой и куличом. Автор – С. Емец.
Надолго остаются в памяти эмоционально захватывающие, поющие цветом полотна достойнейшего представителя южнорусской школы живописи С. Химочки. Картина «Зазвенело утро» переносит нас в волшебный мир зимней природы. Мы словно слышим растущий над синевой снегов золотой звук зари.
Полотно «Благовест» передает сокровенные отношения человека и Бога. Молодая девушка с младенцем на руках идет навстречу Христу, чей лик, излучающий божественный свет, проступает на небосводе подобно солнцу, напоминая черты, отпечатавшиеся на туринской плащанице.
Среди лучших «духовных пейзажей» выставки: «Владимир Креститель. Рассвет» С. Бессонова, «Окно в Новый Иерусалим» Я. Калиниченко со знаменитыми изразцами Воскресенского собора – детища патриарха Никона, видевшего в подмосковном монастыре образ Святого Града, белые голуби и монах на картине Б. Полянского «Утро у храма».
Впечатляет цветовая экспрессия полотен Н. Федюшкиной, А. Никифоровой, Л. Моисеевой. Работа последней «Серебро Господа», излучающая звенящие серебристые тона, заставляет почувствовать благодатный свет Преображения Господня.
Крайне оригинальна и технически, и художественно работа Ю. Лютера «Старая Москва», вызывающая подсознательные цветовые и фактурные ассоциации с реальностью великого и древнего города – оплота духовности на Руси. При этом рама, в которую заключена работа, сама является художественным произведением и, как будто, звучит.
Собственное понимание православия выражает П. Козьмин в триптихе «Христос в православии». Своим произведением он прокладывает мост памяти к древним ведическим представлениям славян. На полотнах триптиха можно прочитать слова «Явь», «Навь» и «Правь».
А. Пасько представил замечательную серию иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Христианские мотивы этого выдающегося эпического произведения древней Руси, которые не так заметны при первом прочтении, художник сумел тонко передать с помощью православной символики.
На его иллюстрациях мы видим ратные знамена с ликом Спасителя, изображения Креста и Богородицы. Еще один образ – летящий сокол – является геральдическим символом династии рюриковичей. Особенно выделяются своим духовным напряжением и предельным драматизмом картины затмения солнца, плача Ярославны, бегства от погони Игоря, пребывания Игоря в храме Богородицы.
Неожиданна по решению традиционной евангельской темы графическая работа В. Стригина «Снятие с креста». Автор сумел минимальными средствами (бумага, карандаш) передать непомерные человеческие страдания тех, кто остался с Христом до конца. Круговая композиция картины неслучайна. Круг – символ вечности. При этом Крест как бы растворяется в пространстве, уступая место вечному движению, вечному бытию.
Своеобразные по цвету и форме полотна-«даггеротипы» В. Симонова «Сестры» и «Воспоминание» посвящены теме духовной памяти, ностальгии по родовому гнезду. Напряженность переживаний автор подчеркнул крайне сложным для художественного исполнения сочетанием красного и зеленого. Глядя на эти картины, мы словно чувствуем ностальгический свет из прошлого, видим и осязаем дерево своего рода.
На выставке были представлены и замечательные портреты, среди которых «Отец Сергий» А. Голышева, «Александр Мень» М. Якуниной, «Владыка Роман, епископ серпуховской» А. Богданова, «Девушка в русском сарафане» Р. Курамшина, «Мария Григорьевна» (1983) В. Макарова. На последнем полотне запечатлена одна из тех старушек, которые в советские времена несли в своих сердцах и сохраняли для будущих поколений веру Христову.
Среди объемных форм хотелось бы особо выделить рельеф К. Синявина «Тютчев в усадьбе «Отрада» и скульптуру Т. Королёва «Серафим» (гипс тонированный).
Выставка собрала художников разных возрастов и направлений, но всех их объединяет верность православным ценностям и многовековым традициям русской духовности в искусстве.

Григорий Певцов


Фотоотчет с выставки:
приветственное слово А.И. Беглова;
Александр Воронков и Александр Беглов;
выступление Инессы Азбухановой.

Россия православная Россия православная Россия православная

Вернуться назад